ЛЕЧЕНИЕ

ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ

Неврозы у детей. Что такое невроз? Чем опасны детские неврозы? Разновидности невротических состояний у детей.

Детские неврозы – серьезная проблема, которой многие родители не уделяют должного внимания, принимая их за закономерные этапы взросления ребенка. Но при отсутствии лечебной терапии невротические расстройства у детей могут перерасти в устойчивые нервные нарушения.

Невроз или невротическое расстройство - нарушение нервной системы, возникающее под влиянием психотравмирующих факторов и сопровождающееся соматическими и вегетативными заболеваниями.

Среди факторов, способствующих развитию неврозов у детей являются: психические травмы, перенесенные заболевания, наследственность, физические и эмоциональные перегрузки, нехватка сна, неблагоприятная атмосфера в семье и ошибки в воспитании.

Одной из самых распространенных причин возникновения детских неврозов, по мнению большинства психологов, являются в корне неверные методы воспитания родителей. Нередко родители пытаются подогнать малыша под собственные мерки, это порождает нервное напряжение и срывы, чувства несоответствия представлениям родителей об идеальном воспитаннике, и в итоге приводит к неврозу.

Первый тип неправильного воспитания ребенка – гиперопека. Родители уделяют большое внимание ребенку, проявляют чрезвычайную заботу и беспокойство , и при малейших недомоганиях ребенка паникуют, суетятся, укладывают в постель. Такие дети становятся ипохондриками, которые понимают, что в случае недуга, им будет все прощено. Так родители с детства закладывают у ребенка болезненный характер, который требует особой терапии. Контролируя каждый шаг, ребенок лишается возможности полноценного общения со сверстниками, он растет крайне замкнутым, зависимым, несамостоятельным , нелюдимым и безвольным малышом.

Противоположность гиперопеке не менее негативная гипопека. Отсутствие воспитания или в худшем случае безнадзорность. Ребенок вырастает агрессивным, раздражительным, несдержанным.

Другие типы воспитания детей – методы «золушки», «ежовых рукавиц», «спартанских условий» . Психические расстройства у детей происходят, когда вполне здоровые дети попадают в сложную для них среду или условия жизни. Воспитываемые в таких жетских условиях, дети лишены внимания и ласки со стороны взрослых, испытывают унижения и оскорбления, содержатся в страхе наказания. Это приводит к тому, что дети становятся замкнутыми, робкими , нелюдимыми, их детство лишено какой-либо радости.

Еще один тип воспитания детей - «любимчик в семье» .Ребенок растет в атмосфере любви, обожания, потакания любым желаниям и прихотям. Такие дети начинают считать себя исключительными, освобождаются от трудовых обязанностей и любых проблем. Таланты ребенка превозносятся как уникальные, дети получают похвалу и подарки за самые незначительные поступки. По мере взросления и общения с другими ребятами, воспитателями и учителями, они испытывают «несправедливое» отношение к своим талантам, очень чувствительно относятся к неудачам, что приводит к появлению истерических неврозов, переходящих в истерическую психопатию.

Все перечисленные типы воспитания в корне неверны и приводят к развитии невротической личности с самых ранних лет.

Чем опасны неврозы?

Любой вид невроза приводит к хроническому стрессу, постоянной тревожности, нервному напряжению, истощая нервную систему. Страдающие невротическими расстройствами ограничивают себя во многих прелестях и радостях жизни. Таким детям труднее социализироваться в обществе и налаживать контакты с окружающими, они полны комплексов и страхов, что проявляется в замкнутости, нелюдимости, неуверенности в себе, плаксивости, истеричности и т.д. Это неизбежно превращает ребенка в невротика с ранних лет.

Симптомы развития детского невроза:

  • Чрезмерная капризность и эмоциональная реакция на незначительные стрессовые ситуации
  • Плаксивость, ранимость, обидчивость, тревожность, раздражительность
  • Быстрая утомляемость, вялость, ухудшение сна и памяти
  • Резкие скачки давления, учащенное сердцебиение, плохой аппетит и пищеварение, снижение либидо

Разновидности невротических состояний у детей:

1)Невроз страха проявляется в развитии фобий темноты и одиночества, боязни страшных персонажей из сказок, которыми запугивают их взрослые. Многие первоклашки испытывают страх школы, плохих оценок, неудач в общении со сверстниками. В результате у детей развиваются ночные приступы, малыши отказываются оставаться одни в спальне, спать без включенного света, наблюдаются также случаи энуреза и энкопреза.

2)Невроз навязчивых состояний: обессивный невроз (навязчивые действия – шмыгание носом, покашливание, хмыканье, кряхтенье, потирание губ или переносицы, сосание пальца, накручивание волос на палец, подергивание плечами, поворотами головы, притопывание ногами, похлопывание кистями рук, сморщивание кожи лба, частые мигания, тики в различных мышцах лица и конечностей) и фобический невроз (боязнь замкнутых пространств, загрязнений, режущих предметов, темноты, страхи публичных выступлений перед классом учеников, страх подавиться во время еды или покраснеть при посторонних и т.д.)

3)Истерический невроз наблюдается постоянно, особенно, у детей младшего возраста в виде истерик, припадков с криками и сильным плачем, чрезмерной капризности, когда ребенок не достигает желаемого, либо ему отказывают в покупке игрушек, сладостей, просмотре мультиков и т.д.

4)Астенический невроз (неврастения) характеризуется повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, рассредоточенностью, снижением работоспособности, упадком сил, разбитостью, слабостью, плохим настроением, непереносимостью обычных нагрузок, потребности в длительном отдыхе, не дающем полного восстановления сил. Наряду с повышенной психической истощаемостью у больных неврастенией наблюдаются приступы возбудимости, раздражительности, гиперстезии. К наиболее распространенным неврастеническим симптомам относятся головные боли, нарушения сна, функций сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, гипергидроз, нарушения половой функции и т.д.

5)Депрессивный невроз . Этиология данного вида невроза кроется в психотравмирующих факторах – болезнь и смерть близких, развод родителей, длительная разлука с родителями, характер взаимоотношений матери и ребенка в первые годы жизни, алкоголизм одного из родителей, школьная неуспеваемость, несоответствие повышенным требованиям родителей, переживание собственной неполноценности в результате физических дефектов ( врожденное уродство, инвалидность, речевые дефекты). Особенности деперссивного невроза: склонность к плаксивости, чрезмерной капризности у детей младшего возраста, подавленное настроение, пассивность, апатия. У школьников пассивность отражается на успеваемости, заметно снижение интереса в обучении, творческой активности. У детей развивается ипохондричность, склонность к соматическим жалобам: плохой аппетит вплоть до анорексии, плохое пищеварение, боли в области сердца, головные боли, нарушения сна, ночные кошмары, состояние тревоги, повышенная склонность к возникновению страхов по любому поводу, пугливость.

6) Ипохондрический невроз. Ипохондрия – невротическое состояние, которое возникает из-за чрезмерного внимания к состоянию своего здоровья. Надуманная тревожность по поводу своего здоровья и возможности возникновения и развития различных заболеваний неизбежно порождают физиологические симптомы : повышенная потливость, тошнота, головокружения, агрессия, раздражительность, вегето-сосудистые заболевания.

7)Невротическое заикание (логоневроз) – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц речевого аппарата. Заикание – довольно растпространенное в детском возрасте заболевание, которое может породить другие невротические расстройства. Причины возникновения невротического заикания кроются в психических травмах – шоковые ситуации, испуг, разлука с родителями, конфликты в семье, конфликты с ребятами в детских садах и школах. Дети становятся угрюмыми, озлобленными, пугливыми, возрастает уровень их неуверенности в себе. Тяжелые формы заикания мешают детям приспособиться к жизни в коллективе, зачастую становятся объектом насмешек сверстников, не принимаются в компанию здоровых детей. Так развиваются страхи, комплексы и депрессия.

8)Невротические расстройства сна характеризуются нарушением засыпания, глубины сна, ночными пробуждениями, ночными кошмарами, говорением и хождение во сне. В этиологии невротических расстройств сна главную роль играют общие для всех невротических состояний психотравмирующие факторы.

9) Невротический энурез . Это ночное неосознанное недержание мочи. В возникновении невротического энуреза играют основополагающую роль психогенные факторы – другие невротические расстройства, такие как страхи, фобии, ночные кошмары, эмоциональная нестабильность, социальная депривация, психические травмы, методы воспитания ребенка в диктаторском режиме и т.д. Распространенность энуреза в детском возрасте составляет 10 %, из которых среди мальчиков – 12%, среди девочек – 7%.

10)Невротический энкопрез – непроизвольное недержание кала. Причинами возникновения психологи считают психотравмирующие факторы: высокоэмоциональные напряжения ( испуг, шок, страхи), системные и частые неврозы, а также как протест вследствие внутрисемейных конфликтов. Как правило, энкопрез наблюдается у детей в дневное время во время беготни во дворе с друзьями, во время активных игр. Часто случается непроизвольное опорожнение кишечника и невозможности приостановить этот процесс в силу сильных позывов. Также энкопрез может быть вызван полной или частичной дисфункцией прямой кишки человека, а также дисфункцией сфинктера заднего прохода.

11)Невротическое расстройство аппетита (анорексия) встречается у детей раннего и дошкольного возраста в результате воздействия психогенных факторов, связанных с процессом кормления (ожог пищей, попытка насильного кормления, испуг во время принятия пищи и застревание кусочков еды в глотке), а также в результате наказаний, длительные разлуки с родителями, помещение малышей в детские учреждения. Дети в таких случаях отказываются принимать любую пищу в знак протеста или страха. Прием пищи у ребенка вызывает капризность, слезы, рвоту. В результате длительного отказа от пищи ребенок теряет в весе, бледнеет, становится вялым и раздражительным, апатичным.

Наравне с физическим здоровьем важно заботиться и о психическом здоровье ваших малышей с детства. Психическое здоровье ваших детей – залог счастливого детства, полноценного физического роста и интеллектуального развития, успешной социализации в обществе, душевного комфорта и гармонии с самим собой и окружающим миром, залог счастливого будущего.

Поэтому, при появлении любых признаков невротического расстройства, необходимо обращаться за помощью к опытным специалистам – психологу или психотерапевту. Дети попадают в замкнутый круг, который можно разорвать только с помощью квалифицированного лечения, которое может включать медикаментозное лечение (антидепрессанты и транквилизаторы), гипноз, психотерапевтическое лечение, различные техники релаксации, физические упражнения и другие методы. Каждый случай индивидуален и требует консультации у специалиста. Но самое главное, что не только дети, но и родители должны работать с детскими проблемами, создавать атмосферу любви и гармонии в доме, разговаривать со своим малышом, не оставлять его один на один со своими страхами.

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
                                                                       +

О ЦЕНТРЕ

Медицинский центр в Брянске «Мой доктор» – это частный многопрофильный медицинский центр для обслуживания взрослых, детей с 0 лет и юридических лиц. Медцентр был открыт в 2009 году. Клиника располагается в центре Советского района г. Брянска, в ТРЦ Мельница, ост. Автовокзал.

Для пациентов медцентра доступны все виды медицинской помощи – лечение, диагностика и профилактика заболеваний. Диагностика в медицинском центре «Мой доктор» – это анализы, УЗИ, допплер, ЭКГ, холтер, ЭЭГ, КТГ, эндоскопия, колоноскопия, биопсия, кольпоскопия, дерматоскопия, спирография и др. В семейной клинике ведут прием 100 врачей, из которых 46 детских врачей. Медицинский центр в Брянске имеет более 30 методов амбулаторного лечения: физиопроцедуры, гирудотерапия, озонотерапия, массаж, остеопатия, иглоукалывание, лазерная терапия, ударно-волновая терапия, микрополяризация, блокада, инъекции, аутогемотерапия и т.д.

В нашей клинике можно оформить справки и больничный, пройти вакцинацию и медосмотр, сдать ДНК-тесты, вызвать врача на дом, получить помощь психотерапевта, посетить курсы грудного вскармливания и психологической подготовки к материнству, пройти комплексную диагностику организма по программе ЧЕКАП и онкоскрининг.

Запись на прием к врачу осуществляется по телефону 30-03-03, на сайте по заявке «записаться на прием» или в онлайн-чате, в группах в Вконтакте, Фейсбук, Инстаграмм.

Если вы не знаете, какой медицинский центр в Брянске выбрать, то почитайте о нашей клинике подробнее здесь. Мы уверены, у вас не останется сомнений, где получать медицинские услуги качественно – на современном оборудовании, у опытных профессионалов, с соблюдением всех медицинских стандартов, без очередей, хамства и с приятным бонусом 5% на все услуги медцентра.

АДРЕС | КОНТАКТЫ

Брянск, ул.Красноармейская, 100
ТЦ «Мельница», 4,5 этажи
(4832) 30-03-03
(4832) 58-60-70

РЕЖИМ РАБОТЫ

Понедельник
8:00-21:00
Вторник
8:00-21:00
Среда
8:00-21:00
Четверг
8:00-21:00
Пятница
8:00-21:00
Суббота
8:00-18:00
Воскресенье
9:00-18:00
Без перерыва
© 2009-2017 Медицинский центр «Мой доктор», г. Брянск. Все права защищены.
Материалы сайта являются объектом авторского права. Использование материалов запрещено без письменного согласия правообладателя. Информация на сайте носит справочный характер. Есть противопоказания – необходимо проконсультироваться с врачом. 16+ Информация предназначена для лиц старше 16 лет.